Центральные

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНИ — название комплекса престижных бань в Москве. Первоначально назывались Китайскими банями по наименованию Китайского проезда в Москве, где они располагались. Однако утверждённое в народе название Центральные бани осталось.До 40-х годов прошлого века назывались Бани №1 Коминтерновского р-на.
В 1737 г. Центральные бани во время большого пожара, случившегося в Москве, сгорели. Публика переместилась в Сандуновские бани.
В XIX в. богатый и известный фабрикант Хлудов произвёл капитальное строительство банного комплекса по проекту архитектора Эльбушица.
В 1881 г. открыт первый комплекс — для простонародья и второй — для дворянского сословия. Успех предприятия позволил открыть и самый богатый «полтинный» корпус для обслуживания дворян и аристократов высшего общества.
В справочнике «Вся Москва» за 1897 г. в списке 34 бань есть запись: «Театральная площадь, собственный дом № 8, «Центральные бани», владелец Хлудов Г.И., наследник».

Предания Центральных (Китайских) бань

Московская перспектива № 71  за 15.07.2008 Галина Кириллова Фото Владимира Чижикова

У старых домов всегда есть не только официальная (архивная), но и неформальная история. К примеру, по европейским замкам до сих пор бродят призраки бывших рыцарей, а в древних зданиях Москвы говорят новые жильцы, порой можно натолкнуться на безобидные привидения бывших владельцев. Свою тайну хранят и Центральные бани столицы, объявленные памятником культурного наследия, и расположенные по адресу Театральный проезд, 3, строение 3. Это между Малым театром и центральным магазином торговой сети «Детский мир».

ИСТОРИЯ сооружения новых бань в так называемом Белом городе старой столицы началась в конце XIX века с элементарной зависти богатого промышленника. Речь о миллионере-фабриканте «по текстилю», купце первой гильдии старообрядце и щедром благотворителе Герасиме Ивановиче Хлудове из знаменитой династии предпринимателей. Поначалу-то он нисколько не удивлялся, что вся дворянская Москва, да и простые люди буквально валом валят в великолепные бани Силы Сандунова. Старые-то заведения такого рода дотла сгорели во время очередного крупного городского пожара, а народу все одно где-то мыться надо, вот он и ходит. Однако, спустя некоторое время, Герасим Иванович не утерпел, как сам позднее детям признавался. Велел доверенному человеку любым образом выпытать, какие доходы приносит предприятие Сандунова, и приносит ли вообще.

Узнать об этом было несложно. Тем более что Хлудов водил добрые знакомства с высшими чинами администрации московского генерал-губернатора, которые часто и с видимым удовольствием принимали приглашение хлебосольного хозяина скоротать вечерок в его фешенебельном доме с огромным плодовым садом над Яузой. К тому же Герасим Иванович всегда имел чем удивить знатных гостей, так как всю жизнь коллекционировал полотна крупнейших русских художников, устроив в усадьбе подобие маленького музея шедевров. Здесь висели картины Василия Перова «Приезд станового на следствие» и «Первый чин дьячковского сына», полотна и миниатюры выдающегося отечественного мариниста Ивана Айвазовского, Алексея Боголюбова, полотно Павла Федотова «Разборчивая невеста» и другие выдающиеся произведения живописи, впоследствии ставшие подлинным украшением московских музеев.

Вместе с тем Герасим Иванович был широко известен и как благотворитель. Скажем, после ранней кончины своего единственного сына Павла (у Хлудова остались четыре дочери) владелец десятка московских зданий, заводов, фабрик и пароходов пожертвовал старой столице огромную по тем временам сумму: несколько сот тысяч рублей. А также собственный огромный участок земли в Сыромятниках. На что? Целевое назначение выделенных средств, как принято говорить сегодня, - сооружение удобного во всех отношениях «Дома призрения бедных» с домовой церковью (для постоянного проживания не менее 150 вдов низшего сословия с сиротами в 87 бесплатных квартирах) по проекту австрийского архитектора Б. В. Фрейденберга. Построили. В 1888 году приют принял первых несчастных постояльцев. Но не буду отвлекаться.

С ПОМОЩЬЮ высокопоставленных гостей Хлудов скоро уже точно знал, что прибыль от помывки в банях Сандунова огромна. Вот тогда-то Герасим Иванович и решил переплюнуть конкурента, построив свои бани. Для начала без лишнего шума он приобрел земельный участок от Неглинного проезда до Рождественской улицы. Причем вместе с баснословно дорогой недвижимостью (дворцами с домовой церковью Рождества Богородицы) грузинских царевичей Ираклия и Окропира Георгиевичей.

Когда автор проекта Китайских бань (так они назывались по прежнему названию проезда, переименованы в советское время) и самый высокооплачиваемый архитектор Москвы Семен Семенович Эйбушитц поинтересовался у заказчика, каким ему представляется будущий банный комплекс, ответ был кратким: «Сказочным. Таким, что в точности и описать невозможно. А еще пышным. С русскими парилками разного разряда, большой Турецкой залой. Ты главное работай, а я подскажу». Так архитектор и поступил: создал проект банного ансамбля в непривычном тогда роскошном стиле эклектики (по принципу смешения различных стилей). Например, фасадная композиция бань, которые народ называл «хлудовскими» представляет собой искусное сочетание черт русского классического зодчества и малых архитектурных форм западноевропейского барокко.

С ТЕМ, кто возьмется за осуществление замысла, проблем не возникло. У С. Эйбушитца главным помощником числился талантливый и «жадный до строительства всего нового», как писали современники, позднее один из крупнейших зодчих России Леонид Николаевич Кекушев. Вместе с архитекторами В. Залесским и П. Скоморошенко угловой дворец грузинских царевичей по Неглинному проезду он достаточно быстро встроил в новое здание двухэтажных (позже были надстроены еще два этажа) Китайских бань, выходящих одной стороной на улицу Рождественку.

В 1881 году, еще при жизни Герасима Ивановича Хлудова, был построен первый корпус комплекса для рядовых москвичей (в советское время это отделение получило статус высшего разряда), а чуть позже распахнули двери банные помещения дворянского сословия. Наконец для избранной публики появились залы (русские, финские, турецкие) отделанные ценными породами красной древесины и сусальным золотом. Их называли «полтинными». Потому как за 50 копеек вышколенный персонал по высшему классу обслуживал представителей исключительно московской знати. Великих князей, графов, генерал-губернатора и его семейство, приезжих питерских вельмож, приближенных к государю-императору, иностранцев дипломатической миссии: баронов, герцогов.

К слову, как явствует из документов, в банях Китайского проезда очень часто можно было встретить графа Льва Николаевича Толстого. Иногда – бывшего врача, великого прозаика и драматурга Антона Павловича Чехова – долго перечислять знаменитых россиян, предпочитавших мыться в банях Хлудова.

Тут было все и еще чуть-чуть. Кабинки массажистов и костоправов. Отдельный кабинет врача. Лучшие сорта душистого мыла. Роскошно оформленные комнаты отдыха (с мягкими креслами), куда можно было заказать любые прохладительные (или алкогольные) напитки. Словом, душа и тело отдыхали. Ну а 28 апреля 1893 года, когда по проекту все того же Семена Эйбушитца на углу Неглинной улицы в комплексе со знаменитыми банями Леонид Кекушев сотоварищи закончили возведение жилого дома для всего купеческого семейства Хлудовых, в банкетном зале (был и такой) Китайских бань состоялось их торжественное открытие.

МЕЖДУ прочим, по инициативе Герасима Ивановича (помните, «ты работай, а я подскажу») именно здесь появилась первая в России механическая прачечная. Пока пациент мылся, его одежду (по желанию) бережно стирали, сушили и гладили. Также (в 1894 году) по предложению одной из дочерей Хлудова «для пущей выгоды» тут соорудили и первые в Москве крытые плавательные бассейны.

После помывки в Китайских банях всегда можно было заглянуть в фешенебельный парфюмерный магазин известной тогда торговой фирмы «Эмиль Бодло и К». Я это к тому, что, по мнению владельцев предприятия, сооруженный комплекс должен был приносить стабильные доходы не только от самих бань. Поэтому помимо прочего здесь находился миниатюрный отель для желающих отдохнуть или поселиться на время, имелись дешевые доходные номера. Несколько промышленных и продуктовых лавок с отборными (лучшими в Москве) товарами, большой буфет, трактир, ресторан. И даже Деловой центр. Там можно было в означенное время встретиться с нужным человеком, договориться с ним о сотрудничестве, заключить сделку.

ПОТОМ Герасима Ивановича Хлудова не стало. Все свое состояние с оборотным капиталом свыше 10 миллионов рублей он завещал дочерям. Эти серьезные и предприимчивые дамы, имея за нежными плечами гигантское приданое, быстро нашли женихов, вышли замуж и продолжали совершенствовать любимые Китайские бани, которые успешно конкурировали с дворцами Сандунова. Правда, после того как в 1917 году Россия совершила печальный исторический зигзаг, разрушив империю, Хлудовы спешно ретировались во Францию.

***

И вот тут мы подходим к одному загадочному семейному преданию. Известно, что в канун отъезда Хлудовы собрались на совет в одном из помещений Китайских бань. О чем совещались? О том, как жить дальше. Решили уезжать в Париж. Потом, когда все наследники разошлись собираться в дорогу и в бане осталась одна из дочерей Герасима Ивановича, она попросила мужа принести икону Христа Спасителя и пригласить трех самых надежных работников. Им хозяйка рассказала (после клятвы перед ликом Творца хранить тайну), что в 1914 году для «полтинного» отделения бань Хлудовы заказали 3 тазика из чистого золота (весом 10 килограммов) с литыми барельефами. А также 40 серебряных тазов. Тут грянула Первая мировая война, и драгоценные «шайки» пришлось сдать на хранение в некий московский банк. Забрать пока еще можно. Вывезти – вряд ли. Потому верной троице выдали деньги, квитанции, а утром следующего дня «гонцы» вернулись в Китайские бани с 43-мя тазиками в руках.

После новые власти, краем уха слышавшие загадочную историю, сутками простукивали стены, полы и потолки теперь уже Центральных бань, но как ни старались, так ничего и не нашли. Почему? По легенде один из доверенных лиц Хлудовых на всякий случай перевез золотые и серебряные тазики в свою квартиру (какую?) на Волхонке. В те дни там во дворе дома строители копали новый колодец, а старый собирались сровнять с землей. Однако прежде, чем это было сделано, доверенный человек опустил все тазики на дно полуразвалившегося колодца и сам же его засыпал. Так они якобы и лежат там до сих пор. В 200-х метрах от крепостных стен Кремля. Что в истории истина, а где вымысел, трудно сказать. Да и земля неохотно расстается со своими тайнами. Тем не менее, дыма без огня не бывает. Это – современным кладоискателям на заметку.

ОТНОСИТЕЛЬНО судьбы Центральных бань в Театральном проезде, то часть их корпусов постепенно разрушилась, а на месте развалин Турецкого зала (после пожара он был полностью уничтожен) в 90-х годах прошлого столетия усилиями предпринимателей появился престижный ресторан под названием «Серебряный век». Наконец в 1993 году правительство Москвы приняло решение о передаче историко-архитектурного ансамбля «Центральные бани» на баланс Управления государственного контроля охраны и использования памятников столицы с наказом без проволочек начать комплекс реставрационных и восстановительных работ.

Как знать, может история про таинственную квартиру на Волхонке – выдумка, а золотые шайки все же давно найдены именно в Центральных банях. Впрочем, кто теперь об этом узнает. Главное, памятник старины со своей загадкой обрел сегодня вторую полноценную жизнь в самом центре Москвы. 

 

Вернуться в список

Hosted by uCoz